Работодателя ОП РЖД, обязали создать рабочее место

Работодателя ОП РЖД, обязали создать рабочее место

Сообщение cудебник » 12 дек 2020, 14:56

Судья Афанасьева И.И.
Гр.дело 11-15136
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Вишняковой Н.Е.
и судей Андреевой И.Ю., Федерякиной Е.Ю.
при секретаре Бажиновой А.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е.
дело по апелляционному представлению иску Красноярского транспортного прокурора на решение Мещанского районного суда города Москвы от 06 марта 2012 года, которым постановлено: Исковое заявление Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

УСТАНОВИЛА:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ по тем основаниям, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения филиалом ОАО «Российские железные дороги» - Дирекцией аварийно-восстановительных средств — законодательства о трудовой занятости населения. По результатам проверки установлено, что предприятием действующее законодательство о трудовой занятости населения исполняется не в полном объеме. Так, согласно требованиям Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Законом Красноярского края №9-1712 от 29.01.2004 г. «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» размер квот для организаций численностью от 101 до 2000 человек составляет 3 % от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов. Штатная численность проверяемого филиала ОАО «РЖД» составляет *** единицы, однако в нарушение требований закона филиалом не предоставляется установленное количество квот для инвалидов, а также не предоставляет соответствующую информацию в орган службы занятости. Осуществляя функции работодателя и имея численность свыше 100 человек, Дирекция аварийно-восстановительных средств как структурное подразделение филиала ОАО «РЖД» Красноярская железная дорога, обязана исполнять требования закона в отношении социальной защиты инвалидов. Просит признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в непредоставлении квот для трудоустройства инвалидов в Дирекции аварийно-восстановительных средств — структурного подразделения Красноярской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги»; обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить в Дирекции аварийно-восстановительных средств — структурном подразделении Красноярской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги» организовать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест и обеспечить ежемесячное предоставление в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информации о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.
В судебное заседание Красноярский транспортный прокурор не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении иска в его отсутствие по представленным материалам.
Представитель ответчика по доверенности Берг Д.Д. в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в которых указал, что требования по установлению квоты для приёма на работу инвалидов относятся к сфере деятельности работодателя — юридического лица, в то время как дирекция аварийно-восстановительных средств самостоятельным хозяйствующим субъектом не является, а для трудоустройства непосредственно в дирекцию аварийно-восстановительных средств — структурное подразделение Красноярской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги» установлены особые требования к здоровью и уровню квалификации работников для допуска к работе. Выделение из существующих штатных должностей квоты для инвалидов невозможно, а создание дополнительных рабочих мест не может быть произведено без учёта специфики и рода деятельности организации и уровня квалификации принимаемых работников.
Третье лицо — Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр занятости населения г. Красноярска» в судебное заседание своего представителя не представил, о дне и времени рассмотрения дела извещался.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционного представления просит истец.
На заседание судебной коллегии представитель ОАО «РЖД» не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил возражения на апелляционное представление.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца - прокурора Ларионову О.Г., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда не отвечает.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что нормы Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применимы в отношении предприятия, учреждения, организации, в то время как структурное подразделение филиала юридического лица не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, а в данном случае иск предъявлен к филиалу. Заявителем не представлены сведения о наличии выявленных нарушений в деятельности ОАО «РЖД», количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельно для каждого предприятия, учреждения, организации. В ходе судебного разбирательства судом не добыто доказательств, что органами исполнительной власти субъекта федерации Красноярского края было установлено число рабочих мест для инвалидов непосредственно для ОАО «РЖД» и его филиалов и структурных подразделений. Кроме того, учитывая, что инвалиды, как социально незащищенные слои населения, имеют право на равную реализацию права на труд, тем не менее, имеют ограничения к труду по состоянию здоровья, в то время как при приеме на работу в сфере железнодорожного транспорта к соискателям предъявляются специальные требования к состоянию здоровья, в связи с чем ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» имеет преимущество перед Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» и Законом Красноярского края №9- 1712 от 29.01.2004 г. «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края». В силу требований специальных нормативных актов сотрудники железнодорожного транспорта проходят обязательное медицинское обследование на предмет пригодности к работе в данной сфере. Заявителем не обосновано требование о применении законодательства о социальной защите инвалидов к ответчику.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, находит их постановленными без учета требований норм материального права, в отрыве от требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о полном и всестороннем исследовании обстоятельств спора и оценке добытых по делу доказательств в их совокупности.
В силу требований п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам предоставляются гарантии занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда - установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995), организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу требований ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации, было установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства, а именно: указанная организация не состоит на учете и не предоставляет отчеты о квотировании рабочих мест для лиц социально незащищенных.
Данное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Размер квот в Красноярском крае установлен ст. 4 Закона Красноярского края № 9-1712 от 29.01.2004 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», согласно которой размер квот для организаций численностью от 101 до 2000 человек составляет 3 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов.
В статье 1 Закона Красноярского края №9-1712 от 29.01.2004 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» содержится определение понятий «квота» и «квотирование рабочих мест», согласно которым квота - минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников организаций) для трудоустройства инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды. Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Штатная численность дирекции аварийно-восстановительных средств - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» по состоянию на 26.09.2011 составляла *** единицы.
Таким образом, численность работников Предприятия составляет более 100 человек, следовательно, квота для данного предприятия составляет 3 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов.
Однако, ответчик в нарушение вышеназванных норм закона не предоставляет установленное количество квот для инвалидов, а также не предоставляет соответствующую информацию в орган службы занятости населения.
Согласно ст.3 Трудового кодекса, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.
В соответствии с Положением о дирекции аварийно-восстановительных средств - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» на начальника дирекции аварийно-восстановительных средств возложены права и обязанности работодателя.
Обладая функциями работодателя и имея численность работников свыше 100 человек, Дирекция аварийно-восстановительных средств - структурное подразделение Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» обязана ежемесячно предоставлять сведения о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, но такие сведения не предоставлялись. Квоты для приема на работу инвалидов не устанавливались, специальные рабочие места не организовывались.
В связи с изложенным не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что Дирекция аварийно-восстановительных средств - структурное подразделение Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» не является юридическим лицом и не должна представлять сведения о квотах для инвалидов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что ответчиком нарушаются требования п. 1 с п. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" обязывающие работодателя содействовать обеспечению занятости населения, соблюдать установленную квоту при трудоустройстве для инвалидов.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что ответчиком не предоставляются сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов в КГБУ «Центр занятости населения г.Красноярска», что является нарушением п. 1 ст. 25 и ст. 3 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации".
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.
При этом доказательств того, что с учетом специфики рода деятельности организации невозможно создать или выделить места для инвалидов, суду не представлено, судебная коллегия полагает, что ответчиком не доказана невозможность приема на работу инвалидов в пределах установленной законом квоты и создания или выделения им соответствующих рабочих мест.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения с постановлением нового решения об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, ч.1 п.4 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 марта 2012 года отменить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в не предоставлении квот для трудоустройства инвалидов в Дирекции аварийно-восстановительных средств — структурного подразделения Красноярской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги».
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить в Дирекции аварийно-восстановительных средств — структурном подразделении Красноярской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги» организацию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить в Дирекции аварийно-восстановительных средств — структурном подразделении Красноярской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги» ежемесячное предоставление в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнения квоты для приёма на работу инвалидов.


Председательствующий:

Судьи:
Сопровождение судебных процессов по трудовым спорам.
Пишите на trudovie-spori@yandex.ru
cудебник
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: 01 май 2015, 11:25

Вернуться в Квотирование рабочих мест для инвалидов

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Яндекс.Метрика